Обзор присадок и трибосоставов на базе природных минералов.
(по материалам к.т.н. Шабанова А.Ю."Очерки современной автохимии. Мифы или реальность?", 2004г.)
Присадки к маслам определяют работу сопряжения трения в штатных условиях гидродинамического трения и никак не учитывают реальное состояние поверхностей цилиндров, поршневых колец и т.д. Они предназначены как для нового, так и сильно изношенного двигателя, хотя условия смазывания для различных стадий эксплуатации агрегата сильно отличаются. Присадки к маслам призваны улучшить свойства масляной пленки, разделяющей поверхности контакта, практически не влияя на свойства самих поверхностей.
Обработка же препаратами группы геомодификаторов призвана изменить свойства рабочих поверхностей трибологического узла - шероховатость, величины коэффициента трения и износа, твердость, усилие задира, а также изменить геометрию пятен контакта и регулирует зазоры в сопряжении, образуя защитный слой. В этом и заключается основное отличие этой группы препаратов от присадок к смазочному маслу.
Известны следующие основные виды функциональных присадок:
загущающие;
депрессорные;
приработочные;
антиокислительные;
антикоррозионные;
моющие (диспергирующие);
противопенные;
консервационные и др.
антифрикционные, противоизносные и противозадирные: среди препаратов, вводимых в агрегат автолюбителями, по структуре и свойствам основных активных компонентов, оказывающих воздействие на двигатель, следует выделить некоторые группы:
Реметаллизанты поверхностей трения
Реметаллизанты - составы, в которых содержатся мелкодисперсные порошки, соединения или ионы мягких металлов(медь, бронза, кадмий, олово и.т.д.). Типичные представители : "РиМЕТ", "Реметалл"," MOTOR HEALER ", "Ресурс","Сурм"," Lubrifilm "," Autoplus - 2025". Эти соединения при попадании в зону трения заполняют шероховатости микронеровностей. При этом создается т.н. "плакирующий" слой, восстанавливающий поверхность. Соединение слоя с основным металлом происходит на механическом уровне. Замена масла быстро сводит к нулю эффект от начальной обработки.
Тефлоносодержащие антифрикционные препараты
Типичные представители: "Форум", "МикроХ-3", "SLIDER 2000 PTFE", "SLICK -50". Механизм сцепления тефлонового антифрикционного слоя с поверхностью детали также носит механический характер. Это определяет нестойкость данных покрытий, особенно в зонах повышенных температур. Кроме того, наличие фторсодержащих частиц тефлона в зоне горения приводит к появлению в отработанных газах автомобиля следов фосгена и двукратному росту окислов азота.
Полимерные антифрикционные препараты
Полимерные антифрикционные препараты дольше всего находятся на рынке автохимии и ведут свое начало от знаменитого первого поколения - "Аспект-Модификатора". Эти препараты были созданы в недрах "оборонки" и были призваны обеспечить кратковременное сохранение подвижности боевой техники в случае повреждения масляной системы. После применения таких препаратов эффект снижения расхода топлива быстро пропадал, а причина увеличения давления масла крылась в "зарастании" масляных каналов полимером. Как только пропадал эффект полимерной защиты поверхностей трения - скорость износа двигателя, расход топлива резко возрастали, мощность падала.
Эпиламные противоизносные препараты(поверхностноактивные соединения с содержанием фтора, брома, йода) и металлоорганические антифрикционные восстанавливающие составы
Действие эпиламных и металлоорганических антифрикционных препаратов построено на базе формирования защитных слоев на поверхностях трения ДВС по механизму хемосорбции. Представители: эпиламный препарат "Универсальный модификатор" и группа препаратов "Энергия 3000", реализующих смешанный принцип формирования защитного слоя - квазиэпиламный и металлоорганический. Принцип действия данных препаратов основан на т.н. химической микрошлифовке поверхностей, причем продуктами реакции - соединениями металлов - заполняются впадины шероховатостей и дефекты поверхностей.
Кондиционеры металлов (антифрикционные препараты на базе хлорпарафиновых соединений)
Это широко известные препараты: "Феном","ER", "SMT -2", "Motor Up", "Dura Lube" и т.п. Суть работы препаратов этой группы сводится к формированию на поверхностях трения сервовитной защитной пленки толщиной сотые доли мкм (200-300 Ангстрем). Однако, кондиционеры металла обладают целым рядом побочных эффектов, существенно ограничивающих возможности их использования.
Мелкодисперсные композиции на базе искусственных алмазов
Представители: "Формула АР", "Формула АВ", "Энергия Алмаза". Механизм работы этих препаратов сводится к модификации трения скольжения в трение качения, роль "шариков" своеобразного шарикоподшипника в зоне трения выполняют ультрадисперсные алмазы. Однако, при использовании данных препаратов существует очевидная проблема с оседанием твердых частиц в масляных каналах, постоянным уменьшением концентрации действующей компоненты в масле, а также негативная возможность возникновения эффекта внедрения твердых частиц в поверхностный слой деталей с образованием своеобразной "терки" (например, в зоне поршневых колец в положении ВМТ(верхняя мертвая точка)".
Слоистые модификаторы трения
Данные препараты, предназначенные для ускорения и облегчения процесса начальной приработки узлов трения, содержат сернистые соединения молибдена, вольфрама и тантала ("Моликот", "Liqui Moly"), графит ("Графитол","Марли") и т.п.Сформированный этими препаратами на поверхностях трения слоистый поверхностный слой выполняет роль своеобразной твердой смазки. Однако, слоистое покрытие не является стойким и будет работать только при условии постоянного поступления активного компонента из масла. К отрицательным явлениям при использовании данных препаратов можно отнести высокую скорость разложения сернистых соединений при высоких температурах, что увеличивает коррозионную активность отработавших газов двигателя. Кроме того, графит, входящий в состав некоторых препаратов этой группы, имеет склонность к отложениям везде, где только возможно, (например, в поршневых канавках).
Ремонтно-восстановительные составы на базе минералов
Наиболее широко представлены препараты этой группы на базе минералов серпентинитовой основы. Действие ремонтно-восстановительных составов базируется на уникальном свойстве и способности природного минерала серпентина к образованию на металлических поверхностях трения антифрикционной композитной металлокерамической структуры, обладающей очень высокой микротвердостью и износостойкостью. Это препараты : "Автоминерал","АРВК","ГТМ","Живой металл","НИОД", "ОТК", "РВС", "СУПРА","Форсан","ХАДО" и.т.д.
Реагент Восстановительного Действия (РВД), имея свои особенности, отличия и преимущества, относится к этой же группе препаратов. "В последние годы на практике широко применяются противоизносные антифрикционные ремонтно-восстановительные составы, которые в различных работах с целью показать свою неповторимость и исключительность носят различные названия (РВС( RVS ),ОТК, ГМТ, ММТ, ССРС, ХАДО, Форсан и др.) несмотря на то, что сущность физико-химического процесса воздействия на трущиеся поверхности у них одинакова"(д.т.н. В.Н.Дураджи. Из материалов ноябрьской 2004г. конференции ГОСНИТИ ). Общее в этих составах - сырье для их изготовления, природная минеральная основа на базе серпентинитов. Различаются они качеством сырья, фракционностью, химическим и минеральным составом, количественным содержанием, типом носителя концентрата, методикой изготовления и т.д. Поэтому различные геомодификаторы трения данной группы работают с разной степенью эффективности, долговременности.
Есть в этой группе и недостаток проработанности составов. Большинство "этих препаратов разрабатываются специалистами в общей трибологии, для которых узел трения, допустим, редуктора или колесной пары вагона, не отличается от какой-либо пары трения двигателя. А это принципиально не так…"(Из "Материалы и очерки современной автохимии. Мифы и реальность"). Препараты, разработанные малопрофессиональными специалистами (еще хуже "плагиаторами"), могут повлечь за собой негативные последствия при обработке двигателей внутреннего сгорания, а сами "специалисты" не могут технически обосновать какие-либо отклонения в работе двигателя от "стандартной" или дать грамотное объяснение.
Реагент Восстановительного Действия (РВД) - это триботехническая разработка, относящаяся к, так называемым, антифрикционным ремонтно-восстановительным составам, или восстанавливающим антифрикционным препаратам, как будет угодно,все на той же серпентинитовой основе, все с той же сущностью физико-химического процесса, да и технология своя, и методика, и название отличительное, неповторимое… для исключительности. Это к вышесказанному. Вот только работает препарат с завидным эффектом, имеет великолепные результаты и преимущества, простой и скромный на вид и приемлемый по цене.
Хорошая вещь стоит дорого. Это правда. Препарат РВД - хорошая "вещь". Однако, цель предприятия "ТРИГГЕР" - доступность продукта при сохранении стабильного качества и имеющихся преимуществ.
Грамотно и гармонично подобранные составляющие препарата позволили придать ему свою уникальность и серьезную конкурентноспособность.