Одной из самых важных деталей двигателя, определяющей его ресурс, является гильза цилиндра. Изначально на новой гильзе явно выражена хоновая сетка. В зависимости от способа обработки поверхности цилиндров хоненгование обеспечивает высоту неровностей рабочей поверхности цилиндра (при обычном хоненговании - 4 - 6мкм, при плоскоповерхностном - 2 - 4мкм) для :
  • улучшения приработки поршневых колец;
  • для удержания моторного масла на стенках цилиндра, что является чрезвычайно важным.

В процессе нормальной эксплуатации двигателя хоновая сетка либо изнашивается полностью (обычно, это к сроку, равному половине наработки до капитального ремонта), либо высота микронеровностей остается менее 2мкм, и уже не обеспечивается нормальный режим держания моторного масла на поверхности цилиндра. Увеличение маслоемкости путем вибрационной накатки поверхности цилиндра на этапе изготовления продлевает полноценную функциональность рабочей поверхности лишь в 1,3 раза. Если по завершении полной приработки РВД-препарата разобрать двигатель, то невооруженным глазом на поверхностях трения виден прозрачный глянец со своеобразным блеском, присущим идеально шлифованной поверхности. Образованный слой прозрачен (через него виден остаток хона) и имеет чрезвычайно низкую 0,007 мкм - 0,01 мкм шероховатость, что существенно снижает трение в ЦПГ. (Для справки: "обычно, в паре "цилиндр-поршневые кольца" автомобильного двигателя потери на трение оцениваются в 60-80% всей энергии, вырабатываемой в двигателе при сжигании бензина" (по материалам Ю.С. Заславского "Трибология смазочных материалов"). Вместе с тем, образованный поверхностный слой обладает сильнейшим свойством маслоемкости, "впитывая в себя" и удерживая масляную пленку в количестве, достаточном для предотвращения масляного голодания. Т.е. на поверхностях "сформирована микроячеистая структура, способствующая удержанию масла", имеющая значительно выше класс шероховатости. Это означает большую площадь фактического контакта и меньшую локальную нагруженность, что обеспечивает высокую прирабатывемость и последующую износостойкость в эксплуатации.

Плюсы к этому: большая площадь контакта "гильзы - кольца" улучшает качество сгорания топлива с уменьшением его расхода, уменьшает прорыв газов из камеры сгорания в картер со значительным уменьшением токсичных выбросов в атмосферу.

Вернуться